воскресенье, 24 марта 2019 г.

Веле Штылвелд: Баллада о поющих витражах



Глухие слышат музыку на ощупь – 
в соединенье сердца и души. 
И в их немой потерянной глуши 
апостолы свой оставляют росчерк…. 

Но в той немой отчаянной глуши 
постыдно страхи голову полощут, 
и гадко шепчут сердцу: – Согреши! 
И душу не зовут они на прощу… 

Но не возвратны месяцы и дни 
пред зеркалами сумрачной гордыни, 
и гласом вопиющего в пустыне 
едва ли слышен возглас: – Не солги! 

Не убоись в себе былого жала, 
которым наслаждались до поры – 
злословцы, прохиндеи и воры… 
Тогда как прежде музыка звучала. 

Да – воРЫ! Хоть, возможно, и ВОры – 
от них не скроют душ земных засовы: 
они переступают хлад любви, 
остывшей от безветрия и ссоры… 


Слепые осязают витражи, 
хоть взоры их отвержены от глаз, 
они – в экстазе. Мыслей виражи 
усиливают душ слепых экстаз. 

В желаниях слепых – апофеоз: 
они коснулись музыки судьбы! 
В слепых глазах-колодцах – море слез 
и горечь ошельмованной молвы. 

Но не возвратны месяцы и дни 
в утробе зол и сумрачной гордыни, 
и гласом вопиющего в пустыне 
едва ли слышен возглас: – Не солги! 

Не убоись в себе вчерашних гроз, – 
метаморфоз неистовства и горя, 
и пелены, разящей взор насквозь, – 
себе наперекор, – с судьбою споря. 

На перепутье невозримых лет, 
под пересуды тех, кто зряч и весел, 
давать себе отчаянный обет: 
прозреть в миру, родясь из новых чресл… 


И пьяницы ощупывают вязь, – 
осматривают витражей истому, 
и, прикоснуться к зареву боясь, 
рыдают подле, павши на солому. 

Подостлана она под них лежит 
который год подстилкою примятой… 
Кто протрезвеет здесь, того вскружит 
солома свежесобранною мятой. 

И не возвратны месяцы и дни. 
В печи плавильной – в жаркой чашке Петри – 
на волоске от сумерек и смерти 
услышать вдруг: – Не лги!.. Мы здесь одни… 

Агония с тетрадного листа 
перетекает в жизни подреберье, 
и ввинчивает поросли безверья 
в предсердие вчерашнего холста. 

А на холсте и подле витражей 
осколки оборвавшегося лета, – 
оно на взлёт расстреляно дуплетом 
ревнителями грозных кулажей. 


И лишь не служат музыке скопцы 
и оскопленных строк недопоэты – 
едины в том и дети, и отцы, 
едины в том – сонаты и сонеты… 

Единожды утробные враги 
единожды роняемого звука, 
они давно проведали: – Не лги! 
И оттого им лгать – совсем не мука. 

Но только лишь единожды солгав, 
они отныне стали лгать всеядно: 
первейше, и, конечно, – третьерядно – 
у входа в Рай и подле адских врат. 

И тем себя навек они предали – 
до самых древних, самых белых глав: 
в беззвучной лжи живут они без прав – 
две стороны отравленной медали… 

Я не пытался обращаться к вам, – 
Увы, меня вы сами находили, 
и как могли, всем сердцем не любили, 
лишая и протекции, и прав… 


Ужасные предательств витражи, – 
куда не глянь – осколки изо лжи, 
кровавые по локоть рукава, 
и серых будней черная молва. 

Юродивость во имя мотовства, 
животная потребность естества: 
кто фат в нём, в ком иных пороков лес, – 
их звуки низвергаются с небес! 

Их звуки – это бряцание лжи, 
их звуки – это псевдовитражи, 
их звуки – это стон со всех сторон, 
их звуки – это патина икон… 

Сквозь патину, сквозь чад житейских нот, 
я осязал духовный небосвод: 
слепой, глухой, нетрезвый, не у дел, 
я думал, что мечтаниям – предел… 

Но прогремела музыка небес: 
взорвала шлаки дней, и я воскрес – 
и преклонясь пред витражами лет, 
Я снова взял перо – писать до нет. 


Я снова стал воистину звучать – 
с меня опала Каина печать. 
Но в Храм меня не велено пускать, 
поскольку я – неведомая тать. 

Поскольку я непрочно на Земле 
живу, как неприкаянный инок, 
поскольку – эта музыка ко мне 
приходит очень редко, – видит Бог. 

Поскольку я не кладезь, не исток, 
а слабый биоток в звучанье дня, 
к тому же – я поэт и чуть пророк, 
и знаю, что кремируют меня. 

Поскольку непринятен я Земле: 
мне в лоно ее нет пути назад. 
Я к звездам, вырываюсь на заре, 
а в полночь облекаюсь в звездопад. 

И в метеорном зареве аллей 
я звуки изолью последних нот, 
когда устану жить, как прохиндей, 
когда беззвучье выплеснет цейтнот… 

1993-2003 гг. 

  • Вы спросите, кем был Веле Штылвелд в киевском поэтическом мире В девяностые бандитские и в 2000-ные бесславные годы украинской независимости? Так я вам просто отвечу: просто поэтом! Просто простым пахотным поэтом!

Комментариев нет:

Отправить комментарий