понедельник, 6 мая 2019 г.

Веле Штылвелд: Анфилады ломятся под напором вех

  • Голосуй гривней, please! Приватбанк 4149 4390 0361 6756

  • Вот мне нравится, что меня порой величают ребе...  Да я был школьным учителем, но не законоучителем...  Вот этические приоритеты - да, выстроил, но до ребе не дорос... 

Это вам не бадко Веле, это вам не дядя Веле, это духовное высокое и даже казенных раввином еврейский этонос в царской России называл цинично - господин ребе, а не просто уважительно ребе...  Так что мои еврейские струнки тронуты ну чуть не корректно...

Приперченно в еврейских междометьях
со мной общалась от рожденья мать.
Я отдал бы сегодня всё на свете,
чтоб снова этот голос услыхать.

Халемес - говорит мне время вязко.
По-матерински: шейнерпут... - журит.
И хоть уже не верится мне в сказки,
Но - гобрахт мунес! - мама говорит...

  • Халемес - народное, идиш - пустое...
  • Шейнерпут - плутишка
  • А бене мунес - гобрахт мунес -- Лучшие руки - руки Всевышнего


Рябята, давайте уважать меру этнического в каждом... Это наш материнский щит...

Вылетела улочка из сердечка,
 выбежала улочка из местечка, 

пробежала музыкой по земле,
 пробивалась по небу в звёздной мгле. 


По тропинке узенькой в мирозданье
 вырывалась улочка на заданье, 

простелила улочка тропку мне – 
алеф, бейз, вейс, гимель – звёзд каре… 

– Меня обвинили там в колдовстве… Обрезали ворот рубахи, одели шутовской колпак, засунули в балахон и провезли по кривеньким улочкам академической стороны… Сжечь не сожгли… Но крепко прозвали…
И как же?
Горе-алхимиком… Я что-то напутал там с зеленым и красным львами, не соблюдал известной пропорции и возбудил к жизни Голема… Сразу они его не заметили и к виселице подвели в беспрепятственности, а у виселицы он вдруг и восстал… Голем тот виселицу и порушил, да потом еще за мною три года бродил… Из Парижа меня за то и выслали…В Булонский лес… Тогда ещё дремучий…Там и дожил свой век.

.
Анфилады ломятся под напором вех:
вешки дней без совести гробит человек. 

Гроздями окатышей утреннего сна
 мчится миром солнечным радости родня. 


Продувные улочки выскользнули в ночь –
мира закоулочки смогут им помочь… 

Переулки дивные выстроятся в ряд там,
 где нынче солнышко вышло на парад. 

*     *     *

Мост по радуге не льется –
он бездушно перекрыт, 

шлакобетонным слайд-оконцем
смотрит в вечность древний скит. 


Наметала амбразуры старых улочек пурга – 
из житейской серой хмури простилается тайга 
недошедшего до Веры, перешедшего в себя: 
эсесеры, пионеры, рэкетиры, трын-трава... 

Отбурли опохмелы, отбугристились хмелИ – 
кто в лик эры, кто в старпЭры, кто куда, а мы – в цари! 
Наше царство отзовется в сердце солнечно – Подол! 
Здесь божницы и оконца светят памятью времен... 

На Подоле улочки – мира закоулочки! 

*     *     *

И шут стреляет не горохом, когда ему на свете плохо… 
Поэт, ничтожно не молчи! Когда народ ворчит – кричи! 

Подол, Андреевское братство, уроды в инвалидных масках… 
Неряшливо рассеяны духовные холсты… 
я – уличный поверенный окрестной шантрапы! 

Отъявленно, объявлено, пробито по компьютеру, 
и вновь, как прежде, явлено земными шалопутами…
…аптечные дозиметры, церковные неуют, 
душевные периметры – тюремный абсолют. 

*     *     *

Подол не нагнётся за гривной щемящей осенней порой, – 
скорее, за мамонта бивнем, который лежит под землёй… 
В октябрьскую блажь без оркестра фиеста, увы, ни к чему – 
чай "чёрный дракон" без инцеста с иными чаями в миру. 

Пьём чай, пересуды крепчают, мол, взяли лишь чайник и прочь… 
"Не взяли нічого до чаю…", а стынет за окнами ночь. 
А в полночь простыть на Подоле, извольте за пару минут, 
вбежавший пиит карамболит: "Шесть гривен за чайник – капут!" 

Заварник уже остывает, со счетом девица спешит, 
Подол за окном затихает, глаголы дробя от души… 
С иными мирами на прощу не сильно торопиться он, 
уснувший у ног Пирогощи, бесцельный бродяга – Подол! 

И сны Богородицы гордо плывут над Подолом в века, 
чай "черный дракон" – в пар из горла – сквозь вечность погнал облака.

*     *     *

В бетон залив акации, спивается базар – 
барыжья Федерация, торговли Тадж-Махал. 
Пресервы – накось выкуси – стругаются в подол, 
на дно асфальт-бетонное, туда же льют автол. 

И бродят всюду бабушки: бутылочку б найти, 
и цепко смотрят дедушки у бабок на пути. 
Но "чарную" копеечку никто не подберет, 
ну, разве Веле-жадина, так он же, блин, урод! 

Рад выпить с каждым запросто, но слопал бы втройне! 
В бетон залить бы Штылвелда однажды при луне. 

*     *     *

Василию Дорожинскому, художнику Андреевского спуска 

Зашифрованные портреты, линий строфика пером,
сибиряк с полудня пьяный дарит Бемби полотно.
За полрюмки на полушку "непрочитанный" с утра,
лихо он рисует кружки-гранчаки вдоль полотна.

Пиво с водкой, лишь бутылки, тара выпитого враз,
а свечной каганчик пылко довершил души экстаз.
Ваза бубликом, а в вазе хризантемы двух сортов:
их купили на Евбазе, а взрастил их сам Подол.

Да стишок на обормоте "Расскажи мне, друг стакан",
о недопитой зиготе, да о том, чего ты пьян,
для кого звенел собратом, в чьих руках алел и пел,
кем был пролит ароматом прямо на пол между дел.

Кто добавил слёз соленных, кто судьбы в тебя мокнул,
с кем ты прожил прокаженным, чью помаду умыкнул,
почему щербат на днище, почему покинут тем,
кто оставил пепелище-натюрморт и… захмелел?

*     *     *

Трехсот народов сервелат

Проход по "чайникам" Подола – вокруг кипит чужая жизнь, 
но вкус таблетки валидола внушает сердцу: "Не боись!" 
Опять прибудут печенеги варягам сказки ворковать, 
но без особой, впрочем, неги начнут их души отнимать… 

Здесь вязь славянского колора всем -ять да -в мать вбивает в толк, 
и грустный идыш очень скоро сбежит в прибрежных снов песок… 
И в Торе строчки не найдётся, чтобы оплакать и простить. 
Одно, как видно, остаётся: забыть и больше не грустить… 

И разночинные румыны не станут здесь о том кричать, 
что сопредельные грузины их не желают величать! 
Лотков мздоимные поклоны давно ославили Подол – 
урвали урки и пижоны, и фининспекторский ОМОН. 

"Татарам дарам дам!" – не будет кричать отчаянно кинто, 
вина он выпьет и забудет, что и узбек – не конь в пальто. 
И продаёт он не уздечки – "туркменский дынь", калманный дым… 
Качки бригадные колечком оцепят рынок – брать калым. 

И дядька Кац хмельно обвяжет Маруське хусткой кренделя, 
и будет ночь темна как сажа, и будет пьянка до утра… 
И так до вечности продлится: Подол – столичный Вавилон, 
хоть этночистый Киев тщится воскреснуть нацией из сёл. 

От "кыш манды" до "габарджоба" – "шалом", "привет" и "гутен таг!", 
но украинцев бьёт ознобом – всё им не этак, и не так. 
Румын умчится в заграницы, кинто – на Терек, я – в Эйлат, 
а над Подолом будет крыться отпетый наш прощальный мат. 

Ну, не "прощание славянки", не получилось, выбачай, 
пока в музеях спят тачанки, а турки пьют цейлонский чай… 
Пребудут негры и афганцы, смешенье рас взорвёт Подол 
и вспыхнут вновь протуберанцы неукраинских говоров! 

Изъять Подол нельзя, ребятки, он перемял немало тех, 
кто плёл про новые порядки, а что имеем? Смех и грех… 

И в землю врыли Киев-стольный, и плиты втиснули в асфальт, 
а он как был, так есть – фривольный трехсот народов сервелат! 

*     *     *

Небесные кляйзмеры, землю покинув, сели на возик карсиловский плоский,
и, от земли оторвавшись, поплыли по небу в вечность дорожкой обозной...
По облакам их носило далече, над разнотравьем, покосами в поле,
им бы в местечке своем оказаться, только их штетел не сыщется более...

Боль отошла над остывшим местечком, сказка упала на плечи словами -
бабулэ майсес светло и извечно мягко хранит за свечными замками...
Свечи в сундук она прятала прежде, чтоб хоронить, отпевать у миноры,
страшная память ушла в бесконечность, нет того времени, нет того горя...

Плачут цимбалы, пиликает скрипка, а контрабас, что козою рядится,
под барабан блеет мягко и прытко... хочется заново лечь... и родиться...
Кляйзмеры в небо плывут с чумаками, небо одно и одна Украина,
Ребе у возного просит: - Козаче, дай поклонится родной домовине...

Музыка стихла, оглохли цымбалы, и козаки прослезились пейсато...
Время забыть, то что тузились лбами, правнуки, даст Б-г, не будут врагами...
Вновь заиграли на возе семь сорок, тут уж рванулись плясать украинцы,
черт им не дьявол, и тать им не ворог, правнукам с неба прислали гостинцы...

Солнца краюху - от уха до уха, дождь по росинке, роса под ногами,
бродят мечты по земным закоулкам. Кляйзмеры в небе играют над нами....

*     *     *

Что за жизнь пошла - ни шубы, ни ливреи,
ни полушки нет у бедного еврея...
не отыщется и пива хоть полкружки,
всюду жизни переместной крпорушка...

А Мойсей велел век не сидеть на месте,
подыматься за морА - там мёд и вести,
там гешефт и мира нового начала,
и надежда для еврейского кагала...

И при этом всякий заново известен,
потому что снова признан и уместен -
шьёт манто для дам, а для господ - так фраки,
а к тому же в синагогу лапцедраки,

а к тому же продает места молитвы,
и иные шахер махер - спод и бриты...
Ведь без споднего белья вы не уместны,
а без выбретости мест не интересны.

от имтимных мест до пейс без бритвы туго,
люди брейтесь и возлюбите друг друга,
за мацою даже очередь приятно,
за судьбою этот стих читай обратно...

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/288570/

Комментариев нет:

Отправить комментарий